Основные идеи

Особенности образовательной системы школы №5

(в условиях реализации инновационного проекта «Школа Сколково – Апатиты»)


Современное оснащение

Школа №5 – это образовательная среда, построенная на материально-технической базе, отвечающей современным требованиям

Наша школа расположена в двух зданиях. Первое – основное, по адресу ул. Ферсмана 40А, в котором получают образование учащиеся 3-11 классов. Второе – филиал на ул. Строителей  3, где происходит воспитание и обучение учащихся 1-2 классов и подготовительные занятия к школе. В обоих зданиях прошел капитальный ремонт к новому 2013/2014 учебному году.

На сегодняшний день школа располагает просторными корпусами, где расположены 38 учебных аудиторий, три спортивных зала, две мастерские, три компьютерных класса, актовый (поливалентный) зал, медиатека, конференц-зал, медицинский блок, столовая, гардероб и широкие рекреационные зоны. Все помещения чистые и светлые, соответствуют гигиеническим нормам и требованиям безопасности и здоровьесбережения. Мебель и учебное оборудование соответствует росту и возрасту детей, обеспечивает комфортное использование обучающимися с различными физиологическими особенностями.

Основным направлением развития школы здесь становится организация образовательных пространств – зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игры, материалы для творчества, развивающее оборудование). Подобная организация позволит детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам даст возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В связи с разнообразием видов организации учебного процесса и осуществления вариативных форм взаимодействия обучающихся и педагогов предполагается появление в школе новых типов учебных помещений, мебели, комплексов оборудования. Так, в школе уже появился поливалентный зал, конференц-зал, в дальнейшем будут созданы комнаты для собеседований, многофункциональные учебные кабинеты, учебные лаборатории.

Школа №5 – это обширная учебно-материальная база, отвечающая новым образовательным стандартам

В последнее время школа приобрела и поставила «на вооружение» исчерпывающий объем учебного, лабораторного, цифрового оборудования, книг и учебников, спортивного инвентаря. В школе появилось много нового (инновационного): интерактивные доски, документ-камеры, цифровые микроскопы, графические планшеты, робототехнические комплекты, мобильные компьютерные классы, цветные лазерные принтеры, системы интерактивного голосования и опроса, мобильный лингафонный класс.

Каждая учебная аудитория школы оснащена средствами информационно-коммуникационных технологий: персональным компьютером учителя, подключенным к сети интернет, мультимедийным проектором. Для организации самостоятельной работы учащихся с электронными образовательными ресурсами в школе задействованы три стационарных компьютерных класса и два мобильных комплекта (перевозимых в специальной тележке).

Педагоги и обучающиеся школы имеют возможность использовать различные технические средства обучения: фото и видео камеры, web-камеры, цифровые лаборатории для проведения исследований, многофункциональные печатающие устройства. Такое разнообразие учебно-материальной базы создает насыщенную образовательную среду школы и делает учебный процесс увлекательным, полезным, результативным.

Развитие учебно-материальной базы школы никогда не прекращается. Ориентируясь на современные перспективные технологии, школа в 2013 году приобрела образовательные конструкторы и робототехнические комплекты, которые на стыке сразу нескольких предметов (технология, физика, математика, информатика) позволяют формировать и развивать широкий спектр компетенций учащихся.

Элементами здания и его технологического оснащения скоро станет зона входа и управления (сеть распределенных информационных дисплеев, в том числе интерактивных). С ее помощью обучающиеся, педагоги и родители смогут получать актуальную информацию об учебном процессе (расписания, документы, объявления и пр.), будут просматривать информационно-познавательные фильмы.

Уже сегодня в школе более 150 персональных компьютеров, используемых в образовательном процессе. В перспективе школа стремится к реализации модели «1 : 1» (один ученик : один компьютер), а в действительности даже «1 : N» (один участник образовательного процесса : множество цифровых устройств). Эта тенденция продиктована временем и вполне востребована уже сейчас.

Школа №5 – это единое информационно-образовательное пространство, построенное на самых передовых технологиях

Сетевые технологии сегодня проникли во многие сферы. В нашей школе все персональные компьютеры объединены в единую локальную сеть (в том числе, беспроводную) с широкими функциями, которые обеспечивают доступность электронных образовательных ресурсов и цифровых инструментов. Каждому педагогу и ученику школы должен быть предоставлен доступ к сетевым ресурсам (как внутренним школьным, так и к сети интернет), и этот доступ будет контролируемым, безопасным и исключительно в учебно-воспитательных целях.

Активное развитие сетевой инфраструктуры позволяет использовать новые программные и технические средства: электронные дневники и журналы, системы дистанционного обучения, системы видеоконференцсвязи, облачные технологии. С 2013 года в школе начинает функционировать обновленный актовый зал, который приобрел поливалентные функции. Установленное проекционное оборудование позволяет просматривать качественные образовательные видеоресурсы, презентационные материалы. Система видеоконференцсвязи дает возможность просматривать трансляции педагогов, ученых, осуществлять диалог с другими учреждениями образования и культуры. Благодаря высококачественному звуковому и световому оборудованию зал станет лучшим местом для проведения конференций, семинаров и других школьных и городских мероприятий. При этом зал по-прежнему останется центром организации праздников, концертов, игр и встреч.


Образовательные технологии

Школа №5 – это место, где созданы лучшие условия для успешного обучения и воспитания благодаря новейшим педагогическим технологиям

Педагогический коллектив нашей школы уже давно и очень активно включился в процесс внедрения новых стандартов образования (ФГОС), который происходит сейчас в России. Именно поэтому процесс обучения школьника здесь все больше и больше отличается от традиционного: классно-урочного, с авторитарной ролью учителя, невысокой активностью ученика. Теперь образовательная система школы ориентирована на обучающегося, на его потребности и возможности. Новая школа строится на системно-деятельностном подходе, который изменил суть образования в сторону обеспечения способности постоянно учиться, изменяться в соответствии изменениям, происходящим в мире. Это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач.

От классического урока, как процесса переноса знаний от учителя к ученику, приоритет смещается к продуктивным формам занятий: выполнение проектов, интеллектуальные игры и состязания, научно-практические конференции, творческие дела. При этом ориентиром качества получаемого школьником образования становится не просто численный показатель текущей отметки в дневнике или количество баллов ЕГЭ. Наша образовательная система оценивает ученика комплексно, по разным критериям, и развивает соответственно все необходимые компетенции, а не просто натаскивает на экзамен.

Школа №5 помогает ученику построить свою образовательную траекторию

Мы заинтересованы в достижении высоких образовательных результатов каждым школьником. Но физиологические возможности и образовательные потребности у каждого свои, поэтому и процесс обучения и воспитания для разных учеников должен быть различный. Это обеспечивается, прежде всего, профильным обучением в старших классах, факультативными курсами по выбору, включением дополнительного образования в стенах школы. И, конечно, новыми педагогическими технологиями, которые активно используют наши учителя.

Сегодня наша школа стремится обеспечить максимальную индивидуализацию обучения каждому школьнику, создать широкую инклюзию. И происходит это благодаря изменениям приоритетов в выборе форм, технологий, методов и приёмов в воспитании,  обучении и развитии школьников, педагогических позиций и способов взаимодействия участников образовательного процесса. Наша школа не отбирает «подходящих» детей, а подбирает условия и педагогические технологии, обеспечивающие успешность каждого ребенка.

Школа №5 формирует у обучающихся способности самооценки и самостоятельности в выборе своей образовательной траектории

Основным вектором развития учеников школы является расширение их самостоятельности и ответственности в образовательном процессе. Создаются такие условия, при которых каждый учащийся может и заинтересован не просто пассивно приобретать  новые знания и умения, но также становиться творцом новых информационных продуктов, инициатором школьных дел, формировать школьный уклад.

В широкий спектр активностей школьника, в которых значительно повышается уровень самостоятельности принятия решений и осознание ответственности, будут включены:

· выбор содержания своей индивидуальной образовательной программы;
· выбор предпочитаемых форм освоения образовательных программ и их элементов (дисциплин, курсов, модулей, тем); 
· определение возможного темпа, режима, сроков освоения и прохождения диагностических, аттестационных или иных процедур; 
· самостоятельный осознанный систематический самоконтроль, самооценка, фиксация достижений в портфолио; 
· самостоятельное планирование дел, задач, целей, образовательных этапов и т.п.


Социальное партнерство

Родители и местное сообщество включаются в образовательный процесс, а школа помогает культурному и социальному развитию

С одной стороны, школа привлекает сообщество к решению образовательных задач: задействует деятелей науки, искусства, производственных предприятий, социальных служб и правоохранительных органов. С другой – делает решение задач развития сообщества частью образовательного процесса, становится центром развивающего досуга, активного творчества и культурного развития.

Важнейший фактор успеха образовательных достижений является поддержка в семье. Поэтому школа всегда поощряет участие родителей в образовательном процессе.

Школа стремится стать отрытой и прозрачной для всех заинтересованных лиц, всегда идти навстречу общественности и быть частью социума.

Тесная интеграция с городской средой и местным сообществом, планирование работы в контакте с родителями, муниципальными органами, учреждениями образования и культуры, общественными объединениями и бизнес-сообществом делает образовательный процесс значимым и ценным для школьника, его родителей, общества в целом.

Школа – это процесс образования человека с рождения до 18 лет

В социальном партнерстве с близлежащими дошкольными образовательными учреждениями школа №5 помогает реализовывать дошкольные образовательные программы, создавая условия для адаптации ребенка к школьному обучению, оказывая ему психолого-педагогическую поддержку.

Совместно с учреждениями дополнительного образования наша школа реализует различные направления внеурочной деятельности, усиливая педагогическое влияние на детей, повышая их занятость. При этом органично сочетаются разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечение, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращается  пространство девиантного поведения, решается проблема безнадзорности детей.

Школа №5 тесно сотрудничает и с учреждениями профессионального образования, ВУЗами, совместно решая вопросы профессионального самоопределения будущих выпускников, совершенствуя систему подготовки к ЕГЭ.

Школа является частью образовательной системы города и в тесном сотрудничестве с другими организациями участвует в развитии личности с рождения до достижения совершеннолетия.


Непрерывное развитие

Школа постоянно обновляется, отвечая на новые вызовы времени и потребности учеников и их семей

В современных непростых для образования условиях наша школа не просто идет в ногу со временем, но и опережает его. И это важно как для самой школы, так и ее учащимся. Ведь нынешний первоклассник сойдет со школьной скамьи лишь через 11 лет, и мы должны подготовить его к тому, что ждет его в будущем.

Не случайно фундаментальной основой новых образовательных стандартов стал компетентностный подход, суть которого заключается в том, что важно не нагрузить ученика солидным багажом знаний, а снабдить его компетенциями, которые позволят в различных ситуациях, при разных условиях (порой, противоречивых и недостаточных), найти нужные знания и решить поставленную задачу. Именно эта идея становится ключевой в развитии образовательной системы школы №5.

Школа реализует программу развития, обучаясь на своем опыте и лучшем опыте партнеров

Современное общество находится в процессе непрерывной трансформации, и чтобы те изменения, которые происходят сейчас, не стали катастрофическими для школы, она должна стать гибкой структурой, способной оперативно управлять своими изменениями, самоорганизовываться и постоянно обучаться и совершенствоваться.

Являясь членом Ассоциации «Школа Сколково», школа №5 работает и развивается в тесном сотрудничестве с другими инновационными образовательными учреждениями из Москвы, Казани, Перми, Екатеринбурга, Красноярска и других городов России. Также активный обмен опытом в рамках деятельности Ассоциации происходит и с зарубежными коллегами. Значимую поддержку инновационным процессам оказывают корпорация «Microsoft», Фонд «Сколково» и Министерство образования и науки Российской Федерации.

Comments