Статьи и публикации

Последние публикации

  • Образовательная таблетка - каждому ученику Ассоциация «Школа Сколково» и компания Microsoft организовала с 21 по 22 мая 2014 года научно-практический образовательный форум «Школа в цифровом веке – School of Digital Age» (SoDA). Участники обсуждали вопросы ...
    Отправлено 20 июн. 2014 г., 3:43 пользователем Николай Николаевич Нифакин
  • О проекте инновационной площадки Школа готовит проекты инновационных площадок по теме «Муниципальная модель новой образовательной практики на основе принципов и концепций Ассоциации «Школа Сколково» и «Внедрение концептуальных идей Реджио-педагогики Лориса Малагуцци на дошкольной ...
    Отправлено 11 апр. 2013 г., 3:51 пользователем Николай Николаевич Нифакин
  • Школа Сколково - Апатиты История возникновения и развития амбициозного проекта глазами непосредственного участника С чего все началось Когда в октябре 2011 года заместитель директора КФ ПетрГУ Шишаев Максим Геннадьевич предложил мне принять участие в ...
    Отправлено 31 мар. 2013 г., 6:30 пользователем Николай Николаевич Нифакин
  • Научить детей решать прикладные задачи, творить и не бояться будущего Многих родителей волнует, в каком направлении пойдет развитие школы и что ждет наших детей в будущем: мы хотим, чтобы наши дети жили лучше и максимально эффективно адаптировались к стремительно меняющемуся ...
    Отправлено 31 мар. 2013 г., 5:28 пользователем Николай Николаевич Нифакин
Показать сообщения: 1 - 4 из 4. Дополнительно »



Образовательная таблетка - каждому ученику

Отправлено 20 июн. 2014 г., 3:43 пользователем Николай Николаевич Нифакин

Ассоциация «Школа Сколково» и компания Microsoft организовала с 21 по 22 мая 2014 года научно-практический образовательный форум «Школа в цифровом веке – School of Digital Age» (SoDA). Участники обсуждали вопросы использования современных информационных технологий в образовательном процессе, проблемы и перспективы внедрения модели «Один ученик — один компьютер», тенденции развития электронных учебников.

Форум стал, по сути, стартом проекта SoDA в России, который предполагает работу по тестированию и апробации набора устройств и сервисов для реализации сценариев индивидуализированного образования в школах. Поучаствовать в проекте членам Ассоциации «Школа Сколково» предложила корпорация Microsoft, которая работает над ним в сотрудничестве с ещё рядом компаний (Intel, ООО «Азбука Рус», ООО «Вебзавод» и др.). На форуме, кстати, и были представлены образцы устройств и продемонстрированы сервисы, позволяющие реализовать индивидуализированное обучение школьников при помощи модели «Один ученик — один компьютер». Участники мероприятия смогли не только посмотреть, но и «пощупать» многие из предложенных инструментов.

В качестве устройства, которому предстоит стать элементом описываемой модели, был представлен планшетный ноутбук «Intel® Education 2 in 1». Подобные устройства уже не новинка в IT индустрии, но данный образец обладает повышенными защитными характеристиками (ударостойкость, влагонепроницаемость), имеет ручку для переноски, а также может быть оснащен специальными образовательными инструментами (увеличительной линзой, температурным датчиком). А в сочетании с набором цифровых образовательных ресурсов и специальных программных средств такое устройство может стать мощным инструментом, способным помочь учащемуся в освоении образовательных программ.

Несложно догадаться, что один планшетный ноутбук в руках одного ученика не даёт нужного эффекта. По задумке идеологов проекта в школе желательно наличие модели «1 : 1» (один ученик — один компьютер), хотя бы на уровне класса (параллели классов). Также должно присутствовать особенным образом организованное цифровое пространство: сетевая инфраструктура должна обеспечивать работу так называемого «частного облака». Простым языком, на школьном сервере организуется доступ к цифровым образовательным ресурсам и средам учащемуся со своего планшетного ноутбука в любой точке, где есть интернет (а с некоторыми ресурсами и без интернета). Так что процесс обучения сможет продолжаться и за пределами классной комнаты, например, дома. Об этом смело заявил Антон Шульженко, руководитель направления по продвижению комплексных решений для системы образования Майкрософт Рус. Еще одна высказанная им идея заключена в том, что тенденции внедрения в организациях схемы BYOD (Bring Your Own Device, «Возьми на работу личное устройство») должна сопутствовать противоположная (назовём её, например, «Возьми домой рабочее устройство»).

Именно в этом направлении корпорация Microsoft предлагает двигаться образовательным учреждениям, а в целях продвижения своей модели компания готова безвозмездно предоставить сколковским школам описанные комплексы оборудования и сопутствующих программ и сервисов уже этим летом. Взамен корпорация потребует описания сценариев их использования в образовательном процессе, которые школы должны выработать в процессе реализации проекта.
Чтобы окончательно убедить в реалистичности замысла, в помещении, где проходил форум, был развёрнут мобильный компьютерный класс из указанных планшетных ноутбуков, на которых под руководством организаторов мероприятия практически все из присутствующих смогли поработать на данных устройствах, выполняя реальные задания, которые могут быть предложены учащимся. Более 50-ти участников форума стали на несколько часов учениками, а ведущие – учителями. Несмотря на некоторые технические и организационные заминки, которые происходили в начале такого учебного дня, в целом практическая часть показала, что учебный процесс в классе с таким оборудованием и программным обеспечением не только возможен, но и интересен, интерактивен, раскрывает для учителя и учеников уникальные возможности в осуществлении эффективного взаимодействия, групповой работы, автоматизированного контроля, нацелен на индивидуализацию образовательного процесса.

Насыщенная программа форума включала в себя не только основную тематику, предложенную компанией Microsoft. Также были представлены образовательные проекты других коммерческих организаций.

Так, российская компания ABBYY презентовала простое в использовании, недорогое и доступное в техническом плане решение для организации мониторинга готовности к сдаче ЕГЭ. Разработанный компанией интернет-сервис даёт возможность школе провести проверочную работу по материалам ЕГЭ, разрабатываемым Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), и практически сразу получить результаты проверки ответов выпускников. Важной особенностью этого решения является то, что само тестирование проходит на тех же бланках, что и сам ЕГЭ. А заполненные бланки обрабатываются тем же программным обеспечением, что и настоящий ЕГЭ (ABBYY является поставщиком технологии обработки бланков ЕГЭ более 10-и лет). Таким образом, школьники успевают достаточно потренироваться не только с точки зрения проверки своих знаний, но и на заполнении формы, используемой в ЕГЭ.

Схема проведения такой работы следующая:
1. Учитель школы в определенное время заходит на портал, откуда распечатывает бланки заданий.
2. Школьники решают задания.
3. Учитель сканирует бланки, изображения поступают на портал.
4. Ответы автоматически обрабатываются, результаты видны на портале.

Помимо результатов портал будет отображать множество статистических данных: рейтинги проведенных работ, сравнение нескольких работ по одному предмету и т.п.
Немаловажной особенностью данного сервиса является возможность комплексной интеграции на уровне города, региона. Так, если лицензия на использование будет приобретена не на одну школу, а на все общеобразовательные учреждения региона, то сводная статистика станет доступна руководителям соответствующих органов управления образованием. Такое решение может быть интересно как инструмент мониторинговых исследований на уровне города и региона, поскольку позволяет проводить их централизованно сколь угодно часто, быстро и показывает динамику степени подготовки школьников к ЕГЭ на разных уровнях. Руководители, присутствовавшие на форуме, задали вопрос о стоимости данного решения – ответ представителя ABBYY их удивил (видимо, невысока).

Генеральный директор ООО «Азбука Рус», ещё одной российской компании, выступавшей на форуме, рассказал о своём (и компании) видении, как обстоит дело с электронным обучением и использованием цифровых образовательных ресурсов в России. По его мнению, есть ряд сильных и перспективных проектов, реализуемых не без участия их компании, которые успешно реализуются в нескольких регионах. «Азбука» уже не первый год фигурирует на рынке цифровых образовательных ресурсов, позиционирует себя как поставщик электронных учебников и библиотек, готова интегрировать свои решения с любыми информационными системами регионов и в проекте SoDA видит свою важную роль. Библиотечный модуль, презентованный фирмой на форуме, позволяет учащимся легко получать электронные учебники из обширной базы школьной библиотеки, которая также предоставляется школе, приобретающей данный продукт.

Приятным впечатлением второго дня форума была экскурсия в гимназию №19 города Казани, где участники смогли увидеть и уже реализующиеся проекты, презентованные днём ранее, и новые технологические решения. Вот, например, компанией «Айкьютек» внедрена в данной школе автоматизированная система, контролирующая учёт посещения учащимися школы, столовой. За небольшую плату родитель получает СМС-уведомления о действиях своего ребёнка (проход в школу, выход из неё, получение завтрака или обеда, баланса средств и т.п.), может контролировать эти действия в личном кабинете. При этом проблема утери карточки доступа решена устройством чтения снимка поверхности пальца.

Техническому оснащению посещенной школы, конечно, позавидуют многие, но педагоги, с которыми довелось пообщаться, подтвердили тезис о том, что кадры решают всё. Меня, к примеру, безумно вдохновили учитель технологи и его ученик, демонстрировавшие механическую руку, которую они изготовили в мастерской при помощи резки лазером оргстекла и сборки робототехнических деталей. В планах школьника усовершенствовать модель деталями, изготовленными на 3D принтере, который, безусловно, присутствует в мастерской. Сама мастерская больше напоминала сервисный центр по ремонту цифровой техники. Хотя одному типовому верстаку с отвёртками и молотками, а также полке с учебниками Симоненко В.Д. там тоже место нашлось. А другой учитель осуществляет межпредметность таким путём: вместе с классом они проводят весь путь изготовления футболок с символикой: от изучения истории и значения изображения на одежде до её изготовления и продажи. И здесь стоит не завидовать, а стремиться.

В целом форум оставил приятное впечатление.

Конечно, как конструктивный критик, не могу не оставить своё субъективное мнение относительно основной темы проведённой встречи – перспективе реализации модели «1 : 1» в школах. С точки зрения технического специалиста концепция кажется не слишком эффективной в соотношении цена/качество. Тяжело представить себе объём затрат на приобретение, обслуживание, модернизацию, обеспечение сохранности и прочих затрат на такое решение в обыкновенной школе, даже в светлом будущем. Но и сама техническая платформа (планшетный ноутбук такого формата), по моему мнению, не оптимально подходит для решения всех образовательных нужд: удобство обработки графической информации, видео, работа в визуальных средах программирования требует экранов большего размера. Так что, я пока сторонник другой концепции, появление которой более вероятно, модели «1 : N» (один ученик – множество цифровых устройств). В школе, на мой взгляд, должны присутствовать различные по размеру, формату, функционалу цифровые помощники учащихся, и все они должны быть доступны им в определённое время. А вне школы у ребёнка сегодня итак достаточно цифрового окружения, которое при желании он может использовать для удовлетворения образовательных потребностей.

Проект компании Microsoft не кажется облачным, цели компании по проекту SoDA, как всегда, прозрачны и ясны, а время покажет…

Николай Нифакин, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 города Апатиты Мурманской области

11.06.2014

О проекте инновационной площадки

Отправлено 11 апр. 2013 г., 3:51 пользователем Николай Николаевич Нифакин   [ обновлено 11 апр. 2013 г., 3:51 ]

Школа готовит проекты инновационных площадок по теме «Муниципальная модель новой образовательной практики на основе принципов и концепций Ассоциации «Школа Сколково» и «Внедрение концептуальных идей Реджио-педагогики Лориса Малагуцци на дошкольной и начальной ступенях образования, концептуальных идей Ассоциации «Школа Сколково» - на основной и старшей ступенях».

Реджио-педагогика, получившая имя от названия города, где она была создана (Реджио Эмилия), считается одним из самых амбициозных направлений современной педагогики. Малоизвестная в России, она получила признание и широкое распространение за рубежом, в таких странах как США, Великобритания, Германия, Швеция, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Колумбия, Израиль, Япония, Сингапур и других. В США создан институт по изучению Реджио-педагогики, во всех перечисленных странах – центры развития детей по этой технологии.

Лорис Малагуцци, педагог из города Реджио Эмилия на севере Италии (умер в 1994 году), решил сделать осмысленным и счастливым детство детей, основал новую педагогику для младшего возраста. На создание новой педагогики ушло 50 лет. В США по этой методике работает часть начальных школ, показывая результаты обученности детей выше традиционных. Эксперименты с апробацией идей и философии Реджио-педагогики проходят в школах Германии, Японии, Швеции и других странах.

Сейчас в городе Реджио Эмилия идеи Лориса Малагуцци продолжаются и развиваются, есть общий педагогический центр, где работают педагоги, каждый из которых курирует по 4 — 5 образовательных учреждений. Они не участвуют в работе с детьми, но работают с персоналом, бывая в образовательных учреждениях минимум раз в неделю. Они же организуют курсы повышения квалификации для своих педагогов и семинары для чужих. Постоянное общение, слушание специальных лекций, разбор документации — факторы, позволяющие формировать профессиональных педагогов. Новые педагогики часто рождаются, но существуют короткое время. Реджио-педагогика – одна из немногих, существующих давно, находящихся в состоянии прогресса и  распространяющихся  по всему миру.

Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Вырастая и складываясь постепенно в определенное время и под знаком личности Л. Малагуцци, он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми.

Как планируется внедрять идеи Реджио-педагогики в нашей школе?

Работа над проектом играет в Реджио-педагогике центральную роль. Зачастую проекты рождаются в играх и разговорах, и базируются на подлинных интересах детей. Темы проектов исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город. Один проект может длиться сколь угодно долго — от нескольких часов до целого года. Важен сам процесс, а не конечный продукт.

Образовательное пространство школы дополнится специально оборудованными ателье, такими как ателье света, магнетизма, трансформации, воды, энергии, тела, звука и другими для вовлечения обучающихся начальной школы и воспитанников дошкольных образовательных учреждений, являющихся социальными партнерами нашей школы, в проектную деятельность. В ателье будут просветные столы, проекторы, микроскопы,  костюмерные, театр теней, просто все необходимое для полного самовыражения ребенка, прежде всего — материалы и инструменты: проволока, глина, дерево, гипс, краски и бумага различных видов, а также винтики, шурупы, шлифовальная бумага, пилы, кисти, ножницы.   Это провоцирует детей познать и признать свое телесное «Я», попробовать себя в других ролях, вступать в общение, исследовать окружающий мир вещей и явлений, их подлинную структуру. Проектная деятельность строится в соответствии с идеями Реджио-педагогики на основе кооперации в группах, обязательного обсуждения с высказываниями всех участников на всех этапах работы. Идеи  для развития и оснащения ателье черпаются на собраниях Совета, в который входят родители и педагоги.  Дети здесь не только соавторы обучающего процесса, но и инициаторы большинства проектов. Педагог (ательерист) «эволюционирует» вместе с ними. Документируются разговоры и поступки детей, письменно, а так же при помощи фото- или видеокамеры, компьютера. Затем наблюдения обсуждаются и интерпретируются в кругу коллег. Результаты наблюдений позволят вовремя скорректировать трудности в развитии ребенка, в том числе, при  участии родителей; в случае необходимости будет выстроена индивидуальная образовательная траектория. Какие темы занимают детей в настоящий момент? Почему определенные идеи заинтересовали их, а другие - нет? Как помочь ребенку в реализации и развитии задуманного им проекта? Проекты рождаются в играх и разговорах, и базируются на подлинных интересах детей. Темы проектов также исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город.

Дети исследуют, как идти по высокой траве; устроить концерт в парке; обливаться водой; сделать радугу; какие бывают тени; через что протекает вода; как растет лист; как измерить время. Исследуются проекции, отражения, преломление света при прохождении через воду или призму, разноцветные прозрачные пленки и стекла. Дети могут пользоваться биноклями, микроскопами; есть просветные столы, карманные фонарики, кодоскопы, с которыми работают дети;  передвижной перископ, гигантский калейдоскоп, зеркально-стеклянные домики и другие приспособления для зрительных игр, сделанные взрослыми. На стенах висит меняющаяся информация («живые стены»), фиксирующая все текущие проекты, так что и дети, и родители, и другие взрослые могут знакомиться с происходящим. Если идет работа по теме, когда-то уже исследованной детьми, то извлекается из архивов (это, если позволит помещение, отдельная комната) и демонстрируется документация по предыдущему проекту. Множество материалов подобрано и расположено в пределах досягаемости детей, и они достают их сами.

Рисуя, дети лучше познают то, что они изображают, потому что рисунком они могут рассказать то, что знают. Изображение — мощный интеллектуальный и эмоциональный процесс. Эта простая идея лежит в основе организации работы художника. Чтобы исследовать, нужно сравнивать, находить сходство и различие, добиваться получения как можно большего количества информации об объекте разными способами. Чем выше напряжение ожидания, тем лучше качество собираемой информации.

В Реджио Эмилия был  проект, родившийся из интереса к подземным коммуникациям, посвященный пещерам: дети ходили в общество спелеологов, выяснили, где находятся пещеры, что входит в оборудование для их посещения и исследования; художник, родители и дети спланировали поход в настоящую пещеру, причем дети обнаружили там кости и решали, кому они принадлежат. Проектирование — это не программирование, не планирование с жесткой привязкой ко времени; взрослый может участвовать в обсуждении будущей деятельности вместе с детьми. Из других интересных проектов, проведенных в Реджио Эмилия, можно перечислить: «Длинный прыжок» (проводился в парке после того, как дети наблюдали за Олимпийскими играми; изучалась техника прыжка — как добиться самого длинного прыжка, способы измерения расстояния, определение правил соревнований, устройство соревнований и их реклама, организация соревнований всего класса, определение победителей и т. п.); «Динозавры» (познакомились с понятием «предок», изучали жизнь доисторических животных; пытались найти соответствие их натуральной величине и т. п.); «Символы», «Снег», «Вода», «Дом», «Посмотрим друг на друга».

Взрослые помогают детям в изучении мира, давая им возможность перейти с одного уровня понимания на другой; например, в одном из проектов, связанных с измерением веса, взрослые построили для детей гигантские весы на дворе. Математическим понятиям был посвящен специальный проект, потому что в Италии считают, что математические абстракции должны быть приближены к популярному знанию, ибо они основаны на общественных мыслительных операциях: на выборе, анализе, размышлении, систематизации, установлении связей между объектами. Математика рождается из обычных будничных нужд. В ней присутствует идея ритма, присущая любому измерению вообще. Окружающий мир может измеряться в единицах, соразмерных человеческому телу. Педагоги должны поддержать в ребенке интерес к кодированию мира. Знание слов, обозначающих математические количества, позволяет перейти к бесконечности в измерениях. Проводятся разные опыты с количествами (больше или меньше - по штукам? По объему? На глаз? По площади?), а потом полученные идеи применяются на практике (измерить предмет разными способами), после чего дети заново могут обобщить прожитое.

В области проектирования: отдается предпочтение развитию возникших идей, а не жесткому соблюдению абстрактного плана. Над проектом работает малая группа из 2 -6 детей. Хорошо удается раскрыть темы, не связанные непосредственно с повседневным опытом. Детей стимулируют делать что-нибудь большое и сложное. Не следует отказываться от эмоционально сложных тем. Проект должен предстать перед ребенком как возможность проявить себя и общаться. Любые проблемы можно решать методом «мозговой атаки». Педагоги должны предусмотреть возможность включить учебное содержание в определенные моменты, возникающие по ходу осуществления проекта.

В области взаимоотношений в группе (в коллективе): взрослые должны демонстрировать тот тип взаимоотношений, к которому должны стремиться дети (демократическое участие, обучение через сотрудничество, преодоление конфликтных ситуаций). Дети должны сравнивать между собой свои работы и подвергать их критике. От разницы во мнениях дети должны переходить к решению проблем. Внутригрупповые отношения — средство обучения. В проектировании должны быть заняты группы с разным количеством участников. Следует поощрять разные стили выполнения задач и доверять детям самостоятельное обсуждение. Социальный план работы поощряется выдвижением на передний план понятия «мы». Через социальный конфликт происходит построение социальных идей. Дети заинтересованы в создании правил, и это может стать средством обучения. Кульминация проекта становится событием для более широкой общественности.

Воспитанные на основе идей Реджио-педагогики, из начальной школы выйдут ученики «нового типа»: осознающие свои права, на равных беседующие со взрослым, привыкшие задавать вопросы и обсуждать со сверстниками будущую деятельность прежде, чем начинать выполнять задания. С такими учениками трудно работать обычной школе, но в «Школе Сколково» это может быть продолжено и получить развитие.

Мы обязательно продолжим эту статью рассказом о том, как в нашей школе будут внедряться концептуальные идеи Ассоциации «Школа Сколково» на второй и третьей ступенях обучения.

В статье использованы материалы:

Ефремова И.Н., материалы участника 2-ой международной летней школы в Центре Лориса Малагуцци, Реджио Эмилия, Италия, «The Reggio Emilia Approach to Education. The dimension of Research and the hundred languages of children», 2012.

Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.

Школа Сколково - Апатиты

Отправлено 31 мар. 2013 г., 5:40 пользователем Николай Николаевич Нифакин   [ обновлено 31 мар. 2013 г., 6:30 ]

История возникновения и развития амбициозного проекта глазами непосредственного участника 

С чего все началось 
Когда в октябре 2011 года заместитель директора КФ ПетрГУ Шишаев Максим Геннадьевич предложил мне принять участие в одном интересном конкурсе, я моментально согласился. Конкурс концепций инновационных школ, проводимый Фондом Сколково при участии Министерства образования и науки РФ, привлек грандиозностью масштаба и проникновенностью идей. И не мудрено, ведь о проблемах в отечественном образовании сегодня трубят всюду, а длительные реформы, порой радикальные, не приносят ожидаемого эффекта.
Конкурс был призван привлечь лучших специалистов в области педагогики, теоретиков и практиков, к созданию концептуальных идей, способных найти воплощение в новой (в полном смысле этого слова) школе. Результатом конкурса стал выбор самой лучшей концепции создания образовательного комплекса в Сколково, при этом созданная модель должна выступить прототипом массовой российской школы в наступающем десятилетии. Ряд концепций, получивших высокую оценку, могут быть реализованы в своих регионах.
Концепция конкурсантов из города Апатиты разрабатывалась коллективом из 9 человек. Это представители КФ ПетрГУ Шишаев М.Г. (руководитель группы), Балымов И.Л., Вайнштейн Е.А., Клюкина Э.С., Ширяева Е.А.; сотрудник Администрации города Апатиты Кислицина Е.В.; работник Управления образования Титова М.Н.; методист МДОУ №43 Сусь Т.А.; учитель школы №6 Нифакин Н.Н. (автор данной статьи). Несмотря на то, что основной костяк составили представители высшей школы, к системе общего образования были близки по роду деятельности все участники. И каждый из них творческий, осведомленный и заинтересованный проблемами школы.
Итогом долгой напряженной работы, дискуссий, мозговых штурмов и критического осмысления стал, наконец, документ на 50 страницах, названный «Концепция создания в г. Апатиты Мурманской области общеобразовательной школы нового типа «Школа Сколково — Апатиты», который и был отправлен на конкурс в декабре 2011 года. Результат не заставил себя ждать, и уже к новому году был получен ответ — концепция не стала победителем, но вошла в ряд лучших, которые рекомендованы к реализации «на местах».
Казалось бы, можно вздохнуть с радостным облегчением, но нет. Подобная победа, безусловно, возлагает на авторский коллектив некоторую ответственность: раз заявили о таком серьезном намерении, извольте выполнить! И, поверьте, ни один не струхнул. Более того, проект тут же получил широкую огласку, о его поддержке сразу заявили органы местной власти и региона, ну и градообразующее предприятие. Несколько выездных заседаний с участием чиновников из Мурманска и курирующего представителя Фонда Сколково, немало добрых слов и острой критики, бурные дискуссии в кругах руководителей школ города, слухи и газетные интриги, все это уже позади. И уверен, в самое ближайшее время в городе Апатиты распахнет свои двери новая школа — «Школа Сколково — Апатиты»!

А надо ли?
Вопросом, надо ли было эту кашу заваривать, не задался ни разу. Коллеги говорили: «Во что снова вляпался?». И в этом особый менталитет наших педагогов (и не только их) — все любят поругать систему, власть, реформы, но мало кто пытается сам что-то изменить: хотя бы в своей школе, да пусть бы в себе.
Глубокий кризис Российской средней школы налицо. И здесь можно долго перечислять насущные проблемы, указывать на горькие факты, искать причины и виноватых. Но важнее все же пытаться найти лекарство. Чем и занимаются уже долгое время педагоги-новаторы. Так появились современные педагогические технологии, новаторские учителя, инновационные образовательные учреждения. Информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированное обучение, профилизация — теперь это аксиомы каждой школы. Но что реально поменялось? Практически ничего. Все те же мел и доска, стандартный класс, где «слабенький» за одной партой с отличником по команде звонка должны сгрызть одинаковый кусок гранита науки за 45 минут. Все тот же диктаторский взгляд «мариванны», еще больше угнетающий замкнутого и заставляющий гиперактивного давать выход вне аудитории. И много ли учеников профильного физико-математического класса станут инженерами? И как долго еще любимой фразой наставника по профессии будет: «Забудьте все, чему вас учили...»?
Нет, что-то все-таки поменялось в последние годы. Теперь каждый может получить индивидуальный подход — от репетитора ЕГЭ. Теперь повсеместно используют современные информационные технологии — в виде созерцания презентаций на экране. И у каждого ученика есть возможность изучать углубленно любимый предмет, если среди одного-двух профильных классов его школы окажется нужный. А современные педагогические технологии, в том числе проверенные на практике педагогами-новаторами, уже близки большинству учителей — в основном на курсах повышения квалификации раз в пять лет.
Напрашивается аллегория. Больной прекрасно осознает свое положение, бессистемно пьет разные лекарства, которые не помогают, а только вызывают аллергические реакции, и постоянно жалуется на врача. Тут либо доктор не слишком настойчив, либо пациент не очень умен. И если врач и больной не найдут компромисса, печален будет эпикриз. А может уже сейчас требуется хирургическое вмешательство?
Наверное, от реализации концепции «Школы Сколково — Апатиты» и веет операционной, но это продиктовано временем и имеет благую цель. Да, разомкнутся стройные ряды, нарушится размеренный ритм и не избежать «кровопотерь». Но при разумном подходе, в умелых руках, возможно, появится шанс на выздоровление...

В чем суть
Как один из авторов концепции «Школа Сколково — Апатиты» попробую в общих чертах передать ее основные идеи.
Самым радикальным преобразованием в концепции, безусловно, можно считать отказ от традиционных принципов организации учебного процесса. Это, прежде всего, уход от классно-урочной системы как основной. Вместо классов-параллелей в Школе Сколково будут формироваться группы школьников нескольких категорий: группы периодов обучения, учебные объединения, целевые группы. Это позволит школьникам с различными потребностями и возможностями получить необходимый набор образовательных услуг и избежать «просиживания» на невостребованных занятиях. А стандартные по длительности уроки заменят занятия, различные по форме, временным интервалам и количеству участников (лекции, беседы, проекты, конференции, игры и др.).
Другим важным моментом станет смена приоритетов в выборе форм обучения. Если в традиционной школе предпочтение отдается фронтальной работе, характеризующейся преимущественной передачей учебного материала от учителя к ученику, то в сколковской школе, особенно на старших ступенях, главной будет проектная, исследовательская, творческая деятельность. Акцент с репродуктивных форм обучения будет перенесен на конструктивную, поисково-исследовательскую, самостоятельную проектную.
Описываемые нововведения потребуют смены ролей педагога в школе. Теперь учитель будет не столько учить, сколько координировать образовательную деятельность отдельных учеников и их групп. На смену классным руководителям в школу будут введены должности тьютора (организатора проектной или иной работы), наставника (человека, сопровождающего и контролирующего процесс обучения, воспитания и развития школьника).
Не первостепенным, но все же крайне важным направлением в концепции, надо назвать оснащение школы современными технологиями, компьютерным оборудованием и информационными системами. Каждый участник образовательного процесса получит в свое распоряжение легкий, удобный, безопасный для здоровья планшетный компьютер, который станет учебником и дневником для школьника, журналом и коммуникатором для учителя. Высокотехнологичная информационно-коммуникационная среда школы будет пронизывать все элементы образовательного процесса. Каждому в школе будут доступны обширные информационные ресурсы для обучения, взаимодействия, управления и контроля. У каждого в этой среде будет своя персональная площадка, в которой можно будет формировать личное портфолио, планировать деятельность, фиксировать результаты, обмениваться информацией.
Постепенно будет происходить оснащение предметных областей инновационным оборудованием: интерактивными экранами, видеоконференцсвязью, цифровыми устройствами измерения и обработки данных, мобильными компьютерными и лингафонными классами, системами голосования и тестирования, робототехническими комплектами и т. п. Такое оснащение должно происходить не по принципу «чем больше, тем лучше», а исходя из потребностей, в разумной достаточности.
Организационные особенности учебного процесса обуславливают перепланировку помещений в здании школы. Стандартных классных кабинетов станет меньше. Появятся небольшие комнаты для бесед, работы в малых группах, крупные компьютерные залы и лаборатории с современным оборудованием для проектной, исследовательской, поисковой деятельности, проведения опытов и экспериментов. Будут конференц-залы, где проводятся лекции, конференции, совещания, демонстрационные мероприятия, видеовстречи. Могут возникнуть просто уголки, рекреационные отделения — для встреч, обсуждений, индивидуальной работы, интеллектуального досуга.
Обязательно изменится роль обучающихся и их родителей в организации учебной деятельности — расширится их самостоятельность и возникнут новые формы сотрудничества. Проявится это, прежде всего, в необходимости формирования на каждом этапе обучения индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) — пути достижения образовательного результата, заключающего в себе описание потребностей школьника, его личных качественных возможностей и выбор объемов и форм освоения учебного материала. В формировании ИОТ ученика будет участвовать он сам с родителями под руководством педагога-наставника.
Не окажется в стороне и местное сообщество, и органы муниципального управления, представляющие его интересы. Как третья сторона, они выступят в роли заказчика образовательной услуги, влияя на профориентационные процессы, оказывая при этом заинтересованную материальную, кадровую или иные виды поддержки.
Уверен, при таком взаимовыгодном, позитивном сотрудничестве детей с родителями с одной стороны, школы — с другой, и местного сообщества — с третьей, появится возможность успешной реализации задуманного.

А что нового то?
Скажем так, действительно концептуального в проекте ничего и нет, да и не в этом главное. Основной упор делался на разумное сочетание современных, уже одобренных и признанных новаторских идей, реализуемых в совокупности и четкой системе. И смелость — именно так можно охарактеризовать некоторые из принципов, предложенных в концепции, а в совокупности — концептуальность и амбициозность. Школа Сколково — это не очередное учреждение для одаренных детей или вылизанное здание, напичканное последними техническими новинками. Основная задумка — это коренной перелом сложившихся традиций, стереотипов, устоявшихся норм, не всех, но создающих преграду развитию образовательной системы России.
Осталось, пожалуй, ответить на интересующий многих вопрос: кто будет учиться в «Школе Сколково — Апатиты»? Для реализации концепции была выбрана школа №5 города Апатиты, расположенная в неплохом здании с хорошей инфраструктурой. В своем новом качестве эта школа распахнет двери 1 сентября 2013 года, и контингент учащихся останется прежним. Причина тому один из важнейших принципов создания сколковских школ: школа не отбирает подходящих детей, а подбирает для детей условия и педагогические технологии, обеспечивающие успешность каждого ребенка.
Верить или нет в успех данного инновационного проекта — ваше право. Но помочь и поддержать, а не препятствовать — долг каждого, кто живет, а не просто проживает, в нашей стране и неравнодушен к проблемам отечественного образования.

Николай Нифакин, июль 2012г.

Научить детей решать прикладные задачи, творить и не бояться будущего

Отправлено 30 мар. 2013 г., 3:53 пользователем Николай Николаевич Нифакин   [ обновлено 31 мар. 2013 г., 5:28 ]

Многих родителей волнует, в каком направлении пойдет развитие школы и что ждет наших детей в будущем: мы хотим, чтобы наши дети жили лучше и максимально эффективно адаптировались к стремительно меняющемуся обществу. В комплексном проекте “Современная школа”, который был представлен на форуме «Открытые инновации» и в интервью с руководителем управления по созданию образовательного комплекса Фонда “Сколково” есть ответы на многие вопросы.

Репортаж, подготовленный Олегом Никишенковым, читайте на странице Ассоциации Школково http://community.sk.ru/press/b/reporter/archive/2012/11/06/nauchit-detey-reshat-prikladnye-zadachi-tvorit-i-ne-boyatsya-buduschego.aspx

1-4 of 4

Comments