Последние публикации
Показать сообщения: 1 - 4 из 4.
Дополнительно »
|
Статьи и публикации
Образовательная таблетка - каждому ученику
Ассоциация «Школа Сколково» и компания Microsoft организовала с 21 по 22 мая 2014 года научно-практический образовательный форум «Школа в цифровом веке – School of Digital Age» (SoDA). Участники обсуждали вопросы использования современных информационных технологий в образовательном процессе, проблемы и перспективы внедрения модели «Один ученик — один компьютер», тенденции развития электронных учебников. Форум стал, по сути, стартом проекта SoDA в России, который предполагает работу по тестированию и апробации набора устройств и сервисов для реализации сценариев индивидуализированного образования в школах. Поучаствовать в проекте членам Ассоциации «Школа Сколково» предложила корпорация Microsoft, которая работает над ним в сотрудничестве с ещё рядом компаний (Intel, ООО «Азбука Рус», ООО «Вебзавод» и др.). На форуме, кстати, и были представлены образцы устройств и продемонстрированы сервисы, позволяющие реализовать индивидуализированное обучение школьников при помощи модели «Один ученик — один компьютер». Участники мероприятия смогли не только посмотреть, но и «пощупать» многие из предложенных инструментов. В качестве устройства, которому предстоит стать элементом описываемой модели, был представлен планшетный ноутбук «Intel® Education 2 in 1». Подобные устройства уже не новинка в IT индустрии, но данный образец обладает повышенными защитными характеристиками (ударостойкость, влагонепроницаемость), имеет ручку для переноски, а также может быть оснащен специальными образовательными инструментами (увеличительной линзой, температурным датчиком). А в сочетании с набором цифровых образовательных ресурсов и специальных программных средств такое устройство может стать мощным инструментом, способным помочь учащемуся в освоении образовательных программ. Несложно догадаться, что один планшетный ноутбук в руках одного ученика не даёт нужного эффекта. По задумке идеологов проекта в школе желательно наличие модели «1 : 1» (один ученик — один компьютер), хотя бы на уровне класса (параллели классов). Также должно присутствовать особенным образом организованное цифровое пространство: сетевая инфраструктура должна обеспечивать работу так называемого «частного облака». Простым языком, на школьном сервере организуется доступ к цифровым образовательным ресурсам и средам учащемуся со своего планшетного ноутбука в любой точке, где есть интернет (а с некоторыми ресурсами и без интернета). Так что процесс обучения сможет продолжаться и за пределами классной комнаты, например, дома. Об этом смело заявил Антон Шульженко, руководитель направления по продвижению комплексных решений для системы образования Майкрософт Рус. Еще одна высказанная им идея заключена в том, что тенденции внедрения в организациях схемы BYOD (Bring Your Own Device, «Возьми на работу личное устройство») должна сопутствовать противоположная (назовём её, например, «Возьми домой рабочее устройство»).Именно в этом направлении корпорация Microsoft предлагает двигаться образовательным учреждениям, а в целях продвижения своей модели компания готова безвозмездно предоставить сколковским школам описанные комплексы оборудования и сопутствующих программ и сервисов уже этим летом. Взамен корпорация потребует описания сценариев их использования в образовательном процессе, которые школы должны выработать в процессе реализации проекта. Насыщенная программа форума включала в себя не только основную тематику, предложенную компанией Microsoft. Также были представлены образовательные проекты других коммерческих организаций. Так, российская компания ABBYY презентовала простое в использовании, недорогое и доступное в техническом плане решение для организации мониторинга готовности к сдаче ЕГЭ. Разработанный компанией интернет-сервис даёт возможность школе провести проверочную работу по материалам ЕГЭ, разрабатываемым Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), и практически сразу получить результаты проверки ответов выпускников. Важной особенностью этого решения является то, что само тестирование проходит на тех же бланках, что и сам ЕГЭ. А заполненные бланки обрабатываются тем же программным обеспечением, что и настоящий ЕГЭ (ABBYY является поставщиком технологии обработки бланков ЕГЭ более 10-и лет). Таким образом, школьники успевают достаточно потренироваться не только с точки зрения проверки своих знаний, но и на заполнении формы, используемой в ЕГЭ. Схема проведения такой работы следующая: Помимо результатов портал будет отображать множество статистических данных: рейтинги проведенных работ, сравнение нескольких работ по одному предмету и т.п.
Приятным впечатлением второго дня форума была экскурсия в гимназию №19 города Казани, где участники смогли увидеть и уже реализующиеся проекты, презентованные днём ранее, и новые технологические решения. Вот, например, компанией «Айкьютек» внедрена в данной школе автоматизированная система, контролирующая учёт посещения учащимися школы, столовой. За небольшую плату родитель получает СМС-уведомления о действиях своего ребёнка (проход в школу, выход из неё, получение завтрака или обеда, баланса средств и т.п.), может контролировать эти действия в личном кабинете. При этом проблема утери карточки доступа решена устройством чтения снимка поверхности пальца. Техническому оснащению посещенной школы, конечно, позавидуют многие, но педагоги, с которыми довелось пообщаться, подтвердили тезис о том, что кадры решают всё. Меня, к примеру, безумно вдохновили учитель технологи и его ученик, демонстрировавшие механическую руку, которую они изготовили в мастерской при помощи резки лазером оргстекла и сборки робототехнических деталей. В планах школьника усовершенствовать модель деталями, изготовленными на 3D принтере, который, безусловно, присутствует в мастерской. Сама мастерская больше напоминала сервисный центр по ремонту цифровой техники. Хотя одному типовому верстаку с отвёртками и молотками, а также полке с учебниками Симоненко В.Д. там тоже место нашлось. А другой учитель осуществляет межпредметность таким путём: вместе с классом они проводят весь путь изготовления футболок с символикой: от изучения истории и значения изображения на одежде до её изготовления и продажи. И здесь стоит не завидовать, а стремиться.В целом форум оставил приятное впечатление. Конечно, как конструктивный критик, не могу не оставить своё субъективное мнение относительно основной темы проведённой встречи – перспективе реализации модели «1 : 1» в школах. С точки зрения технического специалиста концепция кажется не слишком эффективной в соотношении цена/качество. Тяжело представить себе объём затрат на приобретение, обслуживание, модернизацию, обеспечение сохранности и прочих затрат на такое решение в обыкновенной школе, даже в светлом будущем. Но и сама техническая платформа (планшетный ноутбук такого формата), по моему мнению, не оптимально подходит для решения всех образовательных нужд: удобство обработки графической информации, видео, работа в визуальных средах программирования требует экранов большего размера. Так что, я пока сторонник другой концепции, появление которой более вероятно, модели «1 : N» (один ученик – множество цифровых устройств). В школе, на мой взгляд, должны присутствовать различные по размеру, формату, функционалу цифровые помощники учащихся, и все они должны быть доступны им в определённое время. А вне школы у ребёнка сегодня итак достаточно цифрового окружения, которое при желании он может использовать для удовлетворения образовательных потребностей.Проект компании Microsoft не кажется облачным, цели компании по проекту SoDA, как всегда, прозрачны и ясны, а время покажет… ![]() Николай Нифакин, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 города Апатиты Мурманской области 11.06.2014 |
О проекте инновационной площадки
Школа готовит проекты инновационных площадок по теме «Муниципальная модель новой образовательной практики на основе принципов и концепций Ассоциации «Школа Сколково» и «Внедрение концептуальных идей Реджио-педагогики Лориса Малагуцци на дошкольной и начальной ступенях образования, концептуальных идей Ассоциации «Школа Сколково» - на основной и старшей ступенях». Реджио-педагогика, получившая имя от названия города, где она была создана (Реджио Эмилия), считается одним из самых амбициозных направлений современной педагогики. Малоизвестная в России, она получила признание и широкое распространение за рубежом, в таких странах как США, Великобритания, Германия, Швеция, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Колумбия, Израиль, Япония, Сингапур и других. В США создан институт по изучению Реджио-педагогики, во всех перечисленных странах – центры развития детей по этой технологии. Лорис Малагуцци, педагог из города Реджио Эмилия на севере Италии (умер в 1994 году), решил сделать осмысленным и счастливым детство детей, основал новую педагогику для младшего возраста. На создание новой педагогики ушло 50 лет. В США по этой методике работает часть начальных школ, показывая результаты обученности детей выше традиционных. Эксперименты с апробацией идей и философии Реджио-педагогики проходят в школах Германии, Японии, Швеции и других странах. Сейчас в городе Реджио Эмилия идеи Лориса Малагуцци продолжаются и развиваются, есть общий педагогический центр, где работают педагоги, каждый из которых курирует по 4 — 5 образовательных учреждений. Они не участвуют в работе с детьми, но работают с персоналом, бывая в образовательных учреждениях минимум раз в неделю. Они же организуют курсы повышения квалификации для своих педагогов и семинары для чужих. Постоянное общение, слушание специальных лекций, разбор документации — факторы, позволяющие формировать профессиональных педагогов. Новые педагогики часто рождаются, но существуют короткое время. Реджио-педагогика – одна из немногих, существующих давно, находящихся в состоянии прогресса и распространяющихся по всему миру. Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Вырастая и складываясь постепенно в определенное время и под знаком личности Л. Малагуцци, он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми. Как планируется внедрять идеи Реджио-педагогики в нашей школе? Работа над проектом играет в Реджио-педагогике центральную роль. Зачастую проекты рождаются в играх и разговорах, и базируются на подлинных интересах детей. Темы проектов исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город. Один проект может длиться сколь угодно долго — от нескольких часов до целого года. Важен сам процесс, а не конечный продукт. Образовательное пространство школы дополнится специально оборудованными ателье, такими как ателье света, магнетизма, трансформации, воды, энергии, тела, звука и другими для вовлечения обучающихся начальной школы и воспитанников дошкольных образовательных учреждений, являющихся социальными партнерами нашей школы, в проектную деятельность. В ателье будут просветные столы, проекторы, микроскопы, костюмерные, театр теней, просто все необходимое для полного самовыражения ребенка, прежде всего — материалы и инструменты: проволока, глина, дерево, гипс, краски и бумага различных видов, а также винтики, шурупы, шлифовальная бумага, пилы, кисти, ножницы. Это провоцирует детей познать и признать свое телесное «Я», попробовать себя в других ролях, вступать в общение, исследовать окружающий мир вещей и явлений, их подлинную структуру. Проектная деятельность строится в соответствии с идеями Реджио-педагогики на основе кооперации в группах, обязательного обсуждения с высказываниями всех участников на всех этапах работы. Идеи для развития и оснащения ателье черпаются на собраниях Совета, в который входят родители и педагоги. Дети здесь не только соавторы обучающего процесса, но и инициаторы большинства проектов. Педагог (ательерист) «эволюционирует» вместе с ними. Документируются разговоры и поступки детей, письменно, а так же при помощи фото- или видеокамеры, компьютера. Затем наблюдения обсуждаются и интерпретируются в кругу коллег. Результаты наблюдений позволят вовремя скорректировать трудности в развитии ребенка, в том числе, при участии родителей; в случае необходимости будет выстроена индивидуальная образовательная траектория. Какие темы занимают детей в настоящий момент? Почему определенные идеи заинтересовали их, а другие - нет? Как помочь ребенку в реализации и развитии задуманного им проекта? Проекты рождаются в играх и разговорах, и базируются на подлинных интересах детей. Темы проектов также исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город. Дети исследуют, как идти по высокой траве; устроить концерт в парке; обливаться водой; сделать радугу; какие бывают тени; через что протекает вода; как растет лист; как измерить время. Исследуются проекции, отражения, преломление света при прохождении через воду или призму, разноцветные прозрачные пленки и стекла. Дети могут пользоваться биноклями, микроскопами; есть просветные столы, карманные фонарики, кодоскопы, с которыми работают дети; передвижной перископ, гигантский калейдоскоп, зеркально-стеклянные домики и другие приспособления для зрительных игр, сделанные взрослыми. На стенах висит меняющаяся информация («живые стены»), фиксирующая все текущие проекты, так что и дети, и родители, и другие взрослые могут знакомиться с происходящим. Если идет работа по теме, когда-то уже исследованной детьми, то извлекается из архивов (это, если позволит помещение, отдельная комната) и демонстрируется документация по предыдущему проекту. Множество материалов подобрано и расположено в пределах досягаемости детей, и они достают их сами. Рисуя, дети лучше познают то, что они изображают, потому что рисунком они могут рассказать то, что знают. Изображение — мощный интеллектуальный и эмоциональный процесс. Эта простая идея лежит в основе организации работы художника. Чтобы исследовать, нужно сравнивать, находить сходство и различие, добиваться получения как можно большего количества информации об объекте разными способами. Чем выше напряжение ожидания, тем лучше качество собираемой информации. В Реджио Эмилия был проект, родившийся из интереса к подземным коммуникациям, посвященный пещерам: дети ходили в общество спелеологов, выяснили, где находятся пещеры, что входит в оборудование для их посещения и исследования; художник, родители и дети спланировали поход в настоящую пещеру, причем дети обнаружили там кости и решали, кому они принадлежат. Проектирование — это не программирование, не планирование с жесткой привязкой ко времени; взрослый может участвовать в обсуждении будущей деятельности вместе с детьми. Из других интересных проектов, проведенных в Реджио Эмилия, можно перечислить: «Длинный прыжок» (проводился в парке после того, как дети наблюдали за Олимпийскими играми; изучалась техника прыжка — как добиться самого длинного прыжка, способы измерения расстояния, определение правил соревнований, устройство соревнований и их реклама, организация соревнований всего класса, определение победителей и т. п.); «Динозавры» (познакомились с понятием «предок», изучали жизнь доисторических животных; пытались найти соответствие их натуральной величине и т. п.); «Символы», «Снег», «Вода», «Дом», «Посмотрим друг на друга». Взрослые помогают детям в изучении мира, давая им возможность перейти с одного уровня понимания на другой; например, в одном из проектов, связанных с измерением веса, взрослые построили для детей гигантские весы на дворе. Математическим понятиям был посвящен специальный проект, потому что в Италии считают, что математические абстракции должны быть приближены к популярному знанию, ибо они основаны на общественных мыслительных операциях: на выборе, анализе, размышлении, систематизации, установлении связей между объектами. Математика рождается из обычных будничных нужд. В ней присутствует идея ритма, присущая любому измерению вообще. Окружающий мир может измеряться в единицах, соразмерных человеческому телу. Педагоги должны поддержать в ребенке интерес к кодированию мира. Знание слов, обозначающих математические количества, позволяет перейти к бесконечности в измерениях. Проводятся разные опыты с количествами (больше или меньше - по штукам? По объему? На глаз? По площади?), а потом полученные идеи применяются на практике (измерить предмет разными способами), после чего дети заново могут обобщить прожитое. В области проектирования: отдается предпочтение развитию возникших идей, а не жесткому соблюдению абстрактного плана. Над проектом работает малая группа из 2 -6 детей. Хорошо удается раскрыть темы, не связанные непосредственно с повседневным опытом. Детей стимулируют делать что-нибудь большое и сложное. Не следует отказываться от эмоционально сложных тем. Проект должен предстать перед ребенком как возможность проявить себя и общаться. Любые проблемы можно решать методом «мозговой атаки». Педагоги должны предусмотреть возможность включить учебное содержание в определенные моменты, возникающие по ходу осуществления проекта. В области взаимоотношений в группе (в коллективе): взрослые должны демонстрировать тот тип взаимоотношений, к которому должны стремиться дети (демократическое участие, обучение через сотрудничество, преодоление конфликтных ситуаций). Дети должны сравнивать между собой свои работы и подвергать их критике. От разницы во мнениях дети должны переходить к решению проблем. Внутригрупповые отношения — средство обучения. В проектировании должны быть заняты группы с разным количеством участников. Следует поощрять разные стили выполнения задач и доверять детям самостоятельное обсуждение. Социальный план работы поощряется выдвижением на передний план понятия «мы». Через социальный конфликт происходит построение социальных идей. Дети заинтересованы в создании правил, и это может стать средством обучения. Кульминация проекта становится событием для более широкой общественности. Воспитанные на основе идей Реджио-педагогики, из начальной школы выйдут ученики «нового типа»: осознающие свои права, на равных беседующие со взрослым, привыкшие задавать вопросы и обсуждать со сверстниками будущую деятельность прежде, чем начинать выполнять задания. С такими учениками трудно работать обычной школе, но в «Школе Сколково» это может быть продолжено и получить развитие. Мы обязательно продолжим эту статью рассказом о том, как в нашей школе будут внедряться концептуальные идеи Ассоциации «Школа Сколково» на второй и третьей ступенях обучения. В статье использованы материалы: Ефремова И.Н., материалы участника 2-ой международной летней школы в Центре Лориса Малагуцци, Реджио Эмилия, Италия, «The Reggio Emilia Approach to Education. The dimension of Research and the hundred languages of children», 2012. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. |
Школа Сколково - Апатиты
С чего все началось Когда в октябре 2011 года заместитель директора КФ ПетрГУ Шишаев Максим Геннадьевич предложил мне принять участие в одном интересном конкурсе, я моментально согласился. Конкурс концепций инновационных школ, проводимый Фондом Сколково при участии Министерства образования и науки РФ, привлек грандиозностью масштаба и проникновенностью идей. И не мудрено, ведь о проблемах в отечественном образовании сегодня трубят всюду, а длительные реформы, порой радикальные, не приносят ожидаемого эффекта. Конкурс был призван привлечь лучших специалистов в области педагогики, теоретиков и практиков, к созданию концептуальных идей, способных найти воплощение в новой (в полном смысле этого слова) школе. Результатом конкурса стал выбор самой лучшей концепции создания образовательного комплекса в Сколково, при этом созданная модель должна выступить прототипом массовой российской школы в наступающем десятилетии. Ряд концепций, получивших высокую оценку, могут быть реализованы в своих регионах. Концепция конкурсантов из города Апатиты разрабатывалась коллективом из 9 человек. Это представители КФ ПетрГУ Шишаев М.Г. (руководитель группы), Балымов И.Л., Вайнштейн Е.А., Клюкина Э.С., Ширяева Е.А.; сотрудник Администрации города Апатиты Кислицина Е.В.; работник Управления образования Титова М.Н.; методист МДОУ №43 Сусь Т.А.; учитель школы №6 Нифакин Н.Н. (автор данной статьи). Несмотря на то, что основной костяк составили представители высшей школы, к системе общего образования были близки по роду деятельности все участники. И каждый из них творческий, осведомленный и заинтересованный проблемами школы. Итогом долгой напряженной работы, дискуссий, мозговых штурмов и критического осмысления стал, наконец, документ на 50 страницах, названный «Концепция создания в г. Апатиты Мурманской области общеобразовательной школы нового типа «Школа Сколково — Апатиты», который и был отправлен на конкурс в декабре 2011 года. Результат не заставил себя ждать, и уже к новому году был получен ответ — концепция не стала победителем, но вошла в ряд лучших, которые рекомендованы к реализации «на местах». Казалось бы, можно вздохнуть с радостным облегчением, но нет. Подобная победа, безусловно, возлагает на авторский коллектив некоторую ответственность: раз заявили о таком серьезном намерении, извольте выполнить! И, поверьте, ни один не струхнул. Более того, проект тут же получил широкую огласку, о его поддержке сразу заявили органы местной власти и региона, ну и градообразующее предприятие. Несколько выездных заседаний с участием чиновников из Мурманска и курирующего представителя Фонда Сколково, немало добрых слов и острой критики, бурные дискуссии в кругах руководителей школ города, слухи и газетные интриги, все это уже позади. И уверен, в самое ближайшее время в городе Апатиты распахнет свои двери новая школа — «Школа Сколково — Апатиты»! А надо ли? Вопросом, надо ли было эту кашу заваривать, не задался ни разу. Коллеги говорили: «Во что снова вляпался?». И в этом особый менталитет наших педагогов (и не только их) — все любят поругать систему, власть, реформы, но мало кто пытается сам что-то изменить: хотя бы в своей школе, да пусть бы в себе. Глубокий кризис Российской средней школы налицо. И здесь можно долго перечислять насущные проблемы, указывать на горькие факты, искать причины и виноватых. Но важнее все же пытаться найти лекарство. Чем и занимаются уже долгое время педагоги-новаторы. Так появились современные педагогические технологии, новаторские учителя, инновационные образовательные учреждения. Информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированное обучение, профилизация — теперь это аксиомы каждой школы. Но что реально поменялось? Практически ничего. Все те же мел и доска, стандартный класс, где «слабенький» за одной партой с отличником по команде звонка должны сгрызть одинаковый кусок гранита науки за 45 минут. Все тот же диктаторский взгляд «мариванны», еще больше угнетающий замкнутого и заставляющий гиперактивного давать выход вне аудитории. И много ли учеников профильного физико-математического класса станут инженерами? И как долго еще любимой фразой наставника по профессии будет: «Забудьте все, чему вас учили...»? Нет, что-то все-таки поменялось в последние годы. Теперь каждый может получить индивидуальный подход — от репетитора ЕГЭ. Теперь повсеместно используют современные информационные технологии — в виде созерцания презентаций на экране. И у каждого ученика есть возможность изучать углубленно любимый предмет, если среди одного-двух профильных классов его школы окажется нужный. А современные педагогические технологии, в том числе проверенные на практике педагогами-новаторами, уже близки большинству учителей — в основном на курсах повышения квалификации раз в пять лет. Напрашивается аллегория. Больной прекрасно осознает свое положение, бессистемно пьет разные лекарства, которые не помогают, а только вызывают аллергические реакции, и постоянно жалуется на врача. Тут либо доктор не слишком настойчив, либо пациент не очень умен. И если врач и больной не найдут компромисса, печален будет эпикриз. А может уже сейчас требуется хирургическое вмешательство? Наверное, от реализации концепции «Школы Сколково — Апатиты» и веет операционной, но это продиктовано временем и имеет благую цель. Да, разомкнутся стройные ряды, нарушится размеренный ритм и не избежать «кровопотерь». Но при разумном подходе, в умелых руках, возможно, появится шанс на выздоровление... В чем суть Как один из авторов концепции «Школа Сколково — Апатиты» попробую в общих чертах передать ее основные идеи. Самым радикальным преобразованием в концепции, безусловно, можно считать отказ от традиционных принципов организации учебного процесса. Это, прежде всего, уход от классно-урочной системы как основной. Вместо классов-параллелей в Школе Сколково будут формироваться группы школьников нескольких категорий: группы периодов обучения, учебные объединения, целевые группы. Это позволит школьникам с различными потребностями и возможностями получить необходимый набор образовательных услуг и избежать «просиживания» на невостребованных занятиях. А стандартные по длительности уроки заменят занятия, различные по форме, временным интервалам и количеству участников (лекции, беседы, проекты, конференции, игры и др.). Другим важным моментом станет смена приоритетов в выборе форм обучения. Если в традиционной школе предпочтение отдается фронтальной работе, характеризующейся преимущественной передачей учебного материала от учителя к ученику, то в сколковской школе, особенно на старших ступенях, главной будет проектная, исследовательская, творческая деятельность. Акцент с репродуктивных форм обучения будет перенесен на конструктивную, поисково-исследовательскую, самостоятельную проектную. Описываемые нововведения потребуют смены ролей педагога в школе. Теперь учитель будет не столько учить, сколько координировать образовательную деятельность отдельных учеников и их групп. На смену классным руководителям в школу будут введены должности тьютора (организатора проектной или иной работы), наставника (человека, сопровождающего и контролирующего процесс обучения, воспитания и развития школьника). Не первостепенным, но все же крайне важным направлением в концепции, надо назвать оснащение школы современными технологиями, компьютерным оборудованием и информационными системами. Каждый участник образовательного процесса получит в свое распоряжение легкий, удобный, безопасный для здоровья планшетный компьютер, который станет учебником и дневником для школьника, журналом и коммуникатором для учителя. Высокотехнологичная информационно-коммуникационная среда школы будет пронизывать все элементы образовательного процесса. Каждому в школе будут доступны обширные информационные ресурсы для обучения, взаимодействия, управления и контроля. У каждого в этой среде будет своя персональная площадка, в которой можно будет формировать личное портфолио, планировать деятельность, фиксировать результаты, обмениваться информацией. Постепенно будет происходить оснащение предметных областей инновационным оборудованием: интерактивными экранами, видеоконференцсвязью, цифровыми устройствами измерения и обработки данных, мобильными компьютерными и лингафонными классами, системами голосования и тестирования, робототехническими комплектами и т. п. Такое оснащение должно происходить не по принципу «чем больше, тем лучше», а исходя из потребностей, в разумной достаточности. Организационные особенности учебного процесса обуславливают перепланировку помещений в здании школы. Стандартных классных кабинетов станет меньше. Появятся небольшие комнаты для бесед, работы в малых группах, крупные компьютерные залы и лаборатории с современным оборудованием для проектной, исследовательской, поисковой деятельности, проведения опытов и экспериментов. Будут конференц-залы, где проводятся лекции, конференции, совещания, демонстрационные мероприятия, видеовстречи. Могут возникнуть просто уголки, рекреационные отделения — для встреч, обсуждений, индивидуальной работы, интеллектуального досуга. Обязательно изменится роль обучающихся и их родителей в организации учебной деятельности — расширится их самостоятельность и возникнут новые формы сотрудничества. Проявится это, прежде всего, в необходимости формирования на каждом этапе обучения индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) — пути достижения образовательного результата, заключающего в себе описание потребностей школьника, его личных качественных возможностей и выбор объемов и форм освоения учебного материала. В формировании ИОТ ученика будет участвовать он сам с родителями под руководством педагога-наставника. Не окажется в стороне и местное сообщество, и органы муниципального управления, представляющие его интересы. Как третья сторона, они выступят в роли заказчика образовательной услуги, влияя на профориентационные процессы, оказывая при этом заинтересованную материальную, кадровую или иные виды поддержки. Уверен, при таком взаимовыгодном, позитивном сотрудничестве детей с родителями с одной стороны, школы — с другой, и местного сообщества — с третьей, появится возможность успешной реализации задуманного. А что нового то? Скажем так, действительно концептуального в проекте ничего и нет, да и не в этом главное. Основной упор делался на разумное сочетание современных, уже одобренных и признанных новаторских идей, реализуемых в совокупности и четкой системе. И смелость — именно так можно охарактеризовать некоторые из принципов, предложенных в концепции, а в совокупности — концептуальность и амбициозность. Школа Сколково — это не очередное учреждение для одаренных детей или вылизанное здание, напичканное последними техническими новинками. Основная задумка — это коренной перелом сложившихся традиций, стереотипов, устоявшихся норм, не всех, но создающих преграду развитию образовательной системы России. Осталось, пожалуй, ответить на интересующий многих вопрос: кто будет учиться в «Школе Сколково — Апатиты»? Для реализации концепции была выбрана школа №5 города Апатиты, расположенная в неплохом здании с хорошей инфраструктурой. В своем новом качестве эта школа распахнет двери 1 сентября 2013 года, и контингент учащихся останется прежним. Причина тому один из важнейших принципов создания сколковских школ: школа не отбирает подходящих детей, а подбирает для детей условия и педагогические технологии, обеспечивающие успешность каждого ребенка. Верить или нет в успех данного инновационного проекта — ваше право. Но помочь и поддержать, а не препятствовать — долг каждого, кто живет, а не просто проживает, в нашей стране и неравнодушен к проблемам отечественного образования. Николай Нифакин, июль 2012г. |
Научить детей решать прикладные задачи, творить и не бояться будущего
Многих родителей волнует, в каком направлении пойдет развитие школы и что ждет наших детей в будущем: мы хотим, чтобы наши дети жили лучше и максимально эффективно адаптировались к стремительно меняющемуся обществу. В комплексном проекте “Современная школа”, который был представлен на форуме «Открытые инновации» и в интервью с руководителем управления по созданию образовательного комплекса Фонда “Сколково” есть ответы на многие вопросы. Репортаж, подготовленный Олегом Никишенковым, читайте на странице Ассоциации Школково http://community.sk.ru/press/b/reporter/archive/2012/11/06/nauchit-detey-reshat-prikladnye-zadachi-tvorit-i-ne-boyatsya-buduschego.aspx |
1-4 of 4