Ассоциация «Школа Сколково» и компания Microsoft организовала с 21 по 22 мая 2014 года научно-практический образовательный форум «Школа в цифровом веке – School of Digital Age» (SoDA). Участники обсуждали вопросы использования современных информационных технологий в образовательном процессе, проблемы и перспективы внедрения модели «Один ученик — один компьютер», тенденции развития электронных учебников. Форум стал, по сути, стартом проекта SoDA в России, который предполагает работу по тестированию и апробации набора устройств и сервисов для реализации сценариев индивидуализированного образования в школах. Поучаствовать в проекте членам Ассоциации «Школа Сколково» предложила корпорация Microsoft, которая работает над ним в сотрудничестве с ещё рядом компаний (Intel, ООО «Азбука Рус», ООО «Вебзавод» и др.). На форуме, кстати, и были представлены образцы устройств и продемонстрированы сервисы, позволяющие реализовать индивидуализированное обучение школьников при помощи модели «Один ученик — один компьютер». Участники мероприятия смогли не только посмотреть, но и «пощупать» многие из предложенных инструментов. В качестве устройства, которому предстоит стать элементом описываемой модели, был представлен планшетный ноутбук «Intel® Education 2 in 1». Подобные устройства уже не новинка в IT индустрии, но данный образец обладает повышенными защитными характеристиками (ударостойкость, влагонепроницаемость), имеет ручку для переноски, а также может быть оснащен специальными образовательными инструментами (увеличительной линзой, температурным датчиком). А в сочетании с набором цифровых образовательных ресурсов и специальных программных средств такое устройство может стать мощным инструментом, способным помочь учащемуся в освоении образовательных программ. Несложно догадаться, что один планшетный ноутбук в руках одного ученика не даёт нужного эффекта. По задумке идеологов проекта в школе желательно наличие модели «1 : 1» (один ученик — один компьютер), хотя бы на уровне класса (параллели классов). Также должно присутствовать особенным образом организованное цифровое пространство: сетевая инфраструктура должна обеспечивать работу так называемого «частного облака». Простым языком, на школьном сервере организуется доступ к цифровым образовательным ресурсам и средам учащемуся со своего планшетного ноутбука в любой точке, где есть интернет (а с некоторыми ресурсами и без интернета). Так что процесс обучения сможет продолжаться и за пределами классной комнаты, например, дома. Об этом смело заявил Антон Шульженко, руководитель направления по продвижению комплексных решений для системы образования Майкрософт Рус. Еще одна высказанная им идея заключена в том, что тенденции внедрения в организациях схемы BYOD (Bring Your Own Device, «Возьми на работу личное устройство») должна сопутствовать противоположная (назовём её, например, «Возьми домой рабочее устройство»).Именно в этом направлении корпорация Microsoft предлагает двигаться образовательным учреждениям, а в целях продвижения своей модели компания готова безвозмездно предоставить сколковским школам описанные комплексы оборудования и сопутствующих программ и сервисов уже этим летом. Взамен корпорация потребует описания сценариев их использования в образовательном процессе, которые школы должны выработать в процессе реализации проекта. Насыщенная программа форума включала в себя не только основную тематику, предложенную компанией Microsoft. Также были представлены образовательные проекты других коммерческих организаций. Так, российская компания ABBYY презентовала простое в использовании, недорогое и доступное в техническом плане решение для организации мониторинга готовности к сдаче ЕГЭ. Разработанный компанией интернет-сервис даёт возможность школе провести проверочную работу по материалам ЕГЭ, разрабатываемым Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), и практически сразу получить результаты проверки ответов выпускников. Важной особенностью этого решения является то, что само тестирование проходит на тех же бланках, что и сам ЕГЭ. А заполненные бланки обрабатываются тем же программным обеспечением, что и настоящий ЕГЭ (ABBYY является поставщиком технологии обработки бланков ЕГЭ более 10-и лет). Таким образом, школьники успевают достаточно потренироваться не только с точки зрения проверки своих знаний, но и на заполнении формы, используемой в ЕГЭ. Схема проведения такой работы следующая: Помимо результатов портал будет отображать множество статистических данных: рейтинги проведенных работ, сравнение нескольких работ по одному предмету и т.п.
Приятным впечатлением второго дня форума была экскурсия в гимназию №19 города Казани, где участники смогли увидеть и уже реализующиеся проекты, презентованные днём ранее, и новые технологические решения. Вот, например, компанией «Айкьютек» внедрена в данной школе автоматизированная система, контролирующая учёт посещения учащимися школы, столовой. За небольшую плату родитель получает СМС-уведомления о действиях своего ребёнка (проход в школу, выход из неё, получение завтрака или обеда, баланса средств и т.п.), может контролировать эти действия в личном кабинете. При этом проблема утери карточки доступа решена устройством чтения снимка поверхности пальца. Техническому оснащению посещенной школы, конечно, позавидуют многие, но педагоги, с которыми довелось пообщаться, подтвердили тезис о том, что кадры решают всё. Меня, к примеру, безумно вдохновили учитель технологи и его ученик, демонстрировавшие механическую руку, которую они изготовили в мастерской при помощи резки лазером оргстекла и сборки робототехнических деталей. В планах школьника усовершенствовать модель деталями, изготовленными на 3D принтере, который, безусловно, присутствует в мастерской. Сама мастерская больше напоминала сервисный центр по ремонту цифровой техники. Хотя одному типовому верстаку с отвёртками и молотками, а также полке с учебниками Симоненко В.Д. там тоже место нашлось. А другой учитель осуществляет межпредметность таким путём: вместе с классом они проводят весь путь изготовления футболок с символикой: от изучения истории и значения изображения на одежде до её изготовления и продажи. И здесь стоит не завидовать, а стремиться.В целом форум оставил приятное впечатление. Конечно, как конструктивный критик, не могу не оставить своё субъективное мнение относительно основной темы проведённой встречи – перспективе реализации модели «1 : 1» в школах. С точки зрения технического специалиста концепция кажется не слишком эффективной в соотношении цена/качество. Тяжело представить себе объём затрат на приобретение, обслуживание, модернизацию, обеспечение сохранности и прочих затрат на такое решение в обыкновенной школе, даже в светлом будущем. Но и сама техническая платформа (планшетный ноутбук такого формата), по моему мнению, не оптимально подходит для решения всех образовательных нужд: удобство обработки графической информации, видео, работа в визуальных средах программирования требует экранов большего размера. Так что, я пока сторонник другой концепции, появление которой более вероятно, модели «1 : N» (один ученик – множество цифровых устройств). В школе, на мой взгляд, должны присутствовать различные по размеру, формату, функционалу цифровые помощники учащихся, и все они должны быть доступны им в определённое время. А вне школы у ребёнка сегодня итак достаточно цифрового окружения, которое при желании он может использовать для удовлетворения образовательных потребностей.Проект компании Microsoft не кажется облачным, цели компании по проекту SoDA, как всегда, прозрачны и ясны, а время покажет… ![]() Николай Нифакин, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 города Апатиты Мурманской области 11.06.2014 |
Статьи и публикации >