О проекте инновационной площадки

Отправлено 11 апр. 2013 г., 3:51 пользователем Николай Николаевич Нифакин   [ обновлено 11 апр. 2013 г., 3:51 ]
Школа готовит проекты инновационных площадок по теме «Муниципальная модель новой образовательной практики на основе принципов и концепций Ассоциации «Школа Сколково» и «Внедрение концептуальных идей Реджио-педагогики Лориса Малагуцци на дошкольной и начальной ступенях образования, концептуальных идей Ассоциации «Школа Сколково» - на основной и старшей ступенях».

Реджио-педагогика, получившая имя от названия города, где она была создана (Реджио Эмилия), считается одним из самых амбициозных направлений современной педагогики. Малоизвестная в России, она получила признание и широкое распространение за рубежом, в таких странах как США, Великобритания, Германия, Швеция, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Колумбия, Израиль, Япония, Сингапур и других. В США создан институт по изучению Реджио-педагогики, во всех перечисленных странах – центры развития детей по этой технологии.

Лорис Малагуцци, педагог из города Реджио Эмилия на севере Италии (умер в 1994 году), решил сделать осмысленным и счастливым детство детей, основал новую педагогику для младшего возраста. На создание новой педагогики ушло 50 лет. В США по этой методике работает часть начальных школ, показывая результаты обученности детей выше традиционных. Эксперименты с апробацией идей и философии Реджио-педагогики проходят в школах Германии, Японии, Швеции и других странах.

Сейчас в городе Реджио Эмилия идеи Лориса Малагуцци продолжаются и развиваются, есть общий педагогический центр, где работают педагоги, каждый из которых курирует по 4 — 5 образовательных учреждений. Они не участвуют в работе с детьми, но работают с персоналом, бывая в образовательных учреждениях минимум раз в неделю. Они же организуют курсы повышения квалификации для своих педагогов и семинары для чужих. Постоянное общение, слушание специальных лекций, разбор документации — факторы, позволяющие формировать профессиональных педагогов. Новые педагогики часто рождаются, но существуют короткое время. Реджио-педагогика – одна из немногих, существующих давно, находящихся в состоянии прогресса и  распространяющихся  по всему миру.

Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Вырастая и складываясь постепенно в определенное время и под знаком личности Л. Малагуцци, он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми.

Как планируется внедрять идеи Реджио-педагогики в нашей школе?

Работа над проектом играет в Реджио-педагогике центральную роль. Зачастую проекты рождаются в играх и разговорах, и базируются на подлинных интересах детей. Темы проектов исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город. Один проект может длиться сколь угодно долго — от нескольких часов до целого года. Важен сам процесс, а не конечный продукт.

Образовательное пространство школы дополнится специально оборудованными ателье, такими как ателье света, магнетизма, трансформации, воды, энергии, тела, звука и другими для вовлечения обучающихся начальной школы и воспитанников дошкольных образовательных учреждений, являющихся социальными партнерами нашей школы, в проектную деятельность. В ателье будут просветные столы, проекторы, микроскопы,  костюмерные, театр теней, просто все необходимое для полного самовыражения ребенка, прежде всего — материалы и инструменты: проволока, глина, дерево, гипс, краски и бумага различных видов, а также винтики, шурупы, шлифовальная бумага, пилы, кисти, ножницы.   Это провоцирует детей познать и признать свое телесное «Я», попробовать себя в других ролях, вступать в общение, исследовать окружающий мир вещей и явлений, их подлинную структуру. Проектная деятельность строится в соответствии с идеями Реджио-педагогики на основе кооперации в группах, обязательного обсуждения с высказываниями всех участников на всех этапах работы. Идеи  для развития и оснащения ателье черпаются на собраниях Совета, в который входят родители и педагоги.  Дети здесь не только соавторы обучающего процесса, но и инициаторы большинства проектов. Педагог (ательерист) «эволюционирует» вместе с ними. Документируются разговоры и поступки детей, письменно, а так же при помощи фото- или видеокамеры, компьютера. Затем наблюдения обсуждаются и интерпретируются в кругу коллег. Результаты наблюдений позволят вовремя скорректировать трудности в развитии ребенка, в том числе, при  участии родителей; в случае необходимости будет выстроена индивидуальная образовательная траектория. Какие темы занимают детей в настоящий момент? Почему определенные идеи заинтересовали их, а другие - нет? Как помочь ребенку в реализации и развитии задуманного им проекта? Проекты рождаются в играх и разговорах, и базируются на подлинных интересах детей. Темы проектов также исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город.

Дети исследуют, как идти по высокой траве; устроить концерт в парке; обливаться водой; сделать радугу; какие бывают тени; через что протекает вода; как растет лист; как измерить время. Исследуются проекции, отражения, преломление света при прохождении через воду или призму, разноцветные прозрачные пленки и стекла. Дети могут пользоваться биноклями, микроскопами; есть просветные столы, карманные фонарики, кодоскопы, с которыми работают дети;  передвижной перископ, гигантский калейдоскоп, зеркально-стеклянные домики и другие приспособления для зрительных игр, сделанные взрослыми. На стенах висит меняющаяся информация («живые стены»), фиксирующая все текущие проекты, так что и дети, и родители, и другие взрослые могут знакомиться с происходящим. Если идет работа по теме, когда-то уже исследованной детьми, то извлекается из архивов (это, если позволит помещение, отдельная комната) и демонстрируется документация по предыдущему проекту. Множество материалов подобрано и расположено в пределах досягаемости детей, и они достают их сами.

Рисуя, дети лучше познают то, что они изображают, потому что рисунком они могут рассказать то, что знают. Изображение — мощный интеллектуальный и эмоциональный процесс. Эта простая идея лежит в основе организации работы художника. Чтобы исследовать, нужно сравнивать, находить сходство и различие, добиваться получения как можно большего количества информации об объекте разными способами. Чем выше напряжение ожидания, тем лучше качество собираемой информации.

В Реджио Эмилия был  проект, родившийся из интереса к подземным коммуникациям, посвященный пещерам: дети ходили в общество спелеологов, выяснили, где находятся пещеры, что входит в оборудование для их посещения и исследования; художник, родители и дети спланировали поход в настоящую пещеру, причем дети обнаружили там кости и решали, кому они принадлежат. Проектирование — это не программирование, не планирование с жесткой привязкой ко времени; взрослый может участвовать в обсуждении будущей деятельности вместе с детьми. Из других интересных проектов, проведенных в Реджио Эмилия, можно перечислить: «Длинный прыжок» (проводился в парке после того, как дети наблюдали за Олимпийскими играми; изучалась техника прыжка — как добиться самого длинного прыжка, способы измерения расстояния, определение правил соревнований, устройство соревнований и их реклама, организация соревнований всего класса, определение победителей и т. п.); «Динозавры» (познакомились с понятием «предок», изучали жизнь доисторических животных; пытались найти соответствие их натуральной величине и т. п.); «Символы», «Снег», «Вода», «Дом», «Посмотрим друг на друга».

Взрослые помогают детям в изучении мира, давая им возможность перейти с одного уровня понимания на другой; например, в одном из проектов, связанных с измерением веса, взрослые построили для детей гигантские весы на дворе. Математическим понятиям был посвящен специальный проект, потому что в Италии считают, что математические абстракции должны быть приближены к популярному знанию, ибо они основаны на общественных мыслительных операциях: на выборе, анализе, размышлении, систематизации, установлении связей между объектами. Математика рождается из обычных будничных нужд. В ней присутствует идея ритма, присущая любому измерению вообще. Окружающий мир может измеряться в единицах, соразмерных человеческому телу. Педагоги должны поддержать в ребенке интерес к кодированию мира. Знание слов, обозначающих математические количества, позволяет перейти к бесконечности в измерениях. Проводятся разные опыты с количествами (больше или меньше - по штукам? По объему? На глаз? По площади?), а потом полученные идеи применяются на практике (измерить предмет разными способами), после чего дети заново могут обобщить прожитое.

В области проектирования: отдается предпочтение развитию возникших идей, а не жесткому соблюдению абстрактного плана. Над проектом работает малая группа из 2 -6 детей. Хорошо удается раскрыть темы, не связанные непосредственно с повседневным опытом. Детей стимулируют делать что-нибудь большое и сложное. Не следует отказываться от эмоционально сложных тем. Проект должен предстать перед ребенком как возможность проявить себя и общаться. Любые проблемы можно решать методом «мозговой атаки». Педагоги должны предусмотреть возможность включить учебное содержание в определенные моменты, возникающие по ходу осуществления проекта.

В области взаимоотношений в группе (в коллективе): взрослые должны демонстрировать тот тип взаимоотношений, к которому должны стремиться дети (демократическое участие, обучение через сотрудничество, преодоление конфликтных ситуаций). Дети должны сравнивать между собой свои работы и подвергать их критике. От разницы во мнениях дети должны переходить к решению проблем. Внутригрупповые отношения — средство обучения. В проектировании должны быть заняты группы с разным количеством участников. Следует поощрять разные стили выполнения задач и доверять детям самостоятельное обсуждение. Социальный план работы поощряется выдвижением на передний план понятия «мы». Через социальный конфликт происходит построение социальных идей. Дети заинтересованы в создании правил, и это может стать средством обучения. Кульминация проекта становится событием для более широкой общественности.

Воспитанные на основе идей Реджио-педагогики, из начальной школы выйдут ученики «нового типа»: осознающие свои права, на равных беседующие со взрослым, привыкшие задавать вопросы и обсуждать со сверстниками будущую деятельность прежде, чем начинать выполнять задания. С такими учениками трудно работать обычной школе, но в «Школе Сколково» это может быть продолжено и получить развитие.

Мы обязательно продолжим эту статью рассказом о том, как в нашей школе будут внедряться концептуальные идеи Ассоциации «Школа Сколково» на второй и третьей ступенях обучения.

В статье использованы материалы:

Ефремова И.Н., материалы участника 2-ой международной летней школы в Центре Лориса Малагуцци, Реджио Эмилия, Италия, «The Reggio Emilia Approach to Education. The dimension of Research and the hundred languages of children», 2012.

Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
Comments